Главная

История создания

Устройство лагеря

Условия жизни

Женщины и дети

Узники Спецбюро

Вклад заключенных

Воспоминания

Наша память

Источники

Контакты

Гостевая

 
 
 
История создания
 
Краткая историческая справка
 
В результате достигнутых успехов в судостроительной промышленности к концу 1932 г. появилась возможность приступить к созданию военного флота для обороны северных морских границ Советского Союза. Значение границ еще больше возросло с началом бурного промышленного развития богатейшего Северного края. 1 июня 1933 г. была образована Северная военная флотилия, которая позже была переименована в Северный флот. Молодому флоту был нужен кораблестроительный завод на Белом море.     
В 1936 г. на Европейском Севере началась подготовка к строительству Архангельского судостроительного завода. Проектированием судостроительных заводов в стране занималась организация «Проектверфь». Правительственную комиссию по уточнению площадки строительства завода №402 и города возглавил начальник «Проектверфи» Сафронов Тимофей Васильевич. Детально обследовав устье Северной Двины, Летний и Зимний берег Двинского залива, комиссия остановилась на площадке у Никольского устья, в районе древнего Николо-Корельского монастыря.
Откорректированный проект промзадания для Архангельского судостроительного завода был утвержден 31 мая 1936 г. По постановлению Совета труда и обороны первая очередь завода должна была войти в строй к I кварталу 1939 г.; вторая – к III кварталу; а весь завод – к IV кварталу 1940 г. Директивный срок закладки первого корабля (линкора) правительство определило 1938 годом.
Официальная дата начала работ на строительной площадке Архангельского судостроительного завода – 1 июля 1936 г. С этого момента началось возведение заводских цехов, сооружались эллинги и доки, реконструировался кирпичный завод в Глинниках, строилось 2 бетонных завода, прокладывались дороги.
 

К концу 1937 г. было построено 193 деревянных дома, поликлиника, больница, 4 школы, детсад, ясли, 12 столовых, 3 хлебопекарни, 6 магазинов, 3 бани, прачечная.
Численность жителей Судостроя–Молотовска составляла: на 25 сентября 1936 г. – 6000 чел.; на май 1937 г. – 9750 чел.; на декабрь 1937 г. – 15532 чел.; на 11 августа 1939 г. – более 23000 чел.
Однако анализ результатов гидротехнических работ, проделанных в 1937 г. и первом квартале 1938 г., – наиболее сложных и трудоемких – поставил под сомнение, что строительство завода и города будет завершено в установленные сроки. Увеличение объемов строительных работ сдерживалось недостатком рабочих кадров. Местные ресурсы рабочей силы истощались, оргнабор нужного эффекта не давал, высокой была текучесть кадров.
В СССР к этому времени в наивысший период развития вступила пенитенциарная система, характерной чертой которой стало резкое повышение роли ГУЛАГа в решении политических и народнохозяйственных задач.
Таким же образом был найден «выход» и для Судостроя. 28 марта 1938 г. закрытым постановлением Совнаркома №45 строительство завода №402 было передано в ведение НКВД. 13 апреля НКВД издал приказ №00220, в котором значилось: «Для выполнения гидротехнических работ по строительству завода №402, возложенных правительством на НКВД, приказываю организовать Управление строительства 203 и Ягринского Исправительно-Трудового лагеря с непосредственным подчинением ГУЛАГу НКВД». При передаче стройки в ведение НКВД значительно изменился состав работающих. Если на 1 августа 1938 г. из работавших на строительстве завода 26126 чел. вольнонаемные составляли 17071 (65%), то на 1 января 1939 г. вольнонаемные составляли 7648 чел. (21,6%). Неквалифицированные рабочие принудительно увольнялись и заменялись заключенными.
На 1938 г. был определен объем работ по Судострою - в размере 200 млн руб., из которых было освоено 74 млн 300 тыс. руб., по Ягринлагу - в размере 60 млн руб., из которых было освоено 115 млн 874 тыс. руб. В 1939 г. на завершении пусковых объектов удалось освоить 41,5% выделенных средств. В 1940 г. строительные работы были выполнены в объеме 95,6% [28].
  Схема Ягринлага в черте г. Северодвинска (1938г. - нач. 40-х гг.)
 
Схема Остроченко М.М.
«Всюду на окраинах города дорога обязательно упиралась в бараки, огражденные колючей проволокой», - вспоминает Александр Бурлов в книге «А ты мне, улица родная…». Бывший электросварщик Севмаша В.И. Евсеев в газете «Трибуна рабочего» писал: «Многие из старожилов города наверняка помнят и знают, какие густые колонны, шеренгами в десять человек, шли по утрам на строительные объекты. Конвоируемые охраной, с примкнутыми штыками винтовок, взятых на изготовку, и с проводниками злобных овчарок, бесконечной чередой продвигались они по улицам, не давая возможности порой перейти дорогу» [8].
 
 Ягринлаг. Общий вид поселка ГУЛАГа в г. Молотовске.
Фото из архива В.А. Митина
 
Ягринлаг функционировал до 24 января 1953 г., далее на его базе оставалась 3-я исправительно-трудовая колония (ИТК) в составе УИТЛиК УМВД по Архангельской области, окончательно ликвидированная в 1961 г.
 
 Справка
   Ягринский исправительно-трудовой лагерь образован  13 апреля 1938 года (приказ 00220 НКВД от 13 апреля 1938 года).
   Закрыт – 24 января 1953 года. На его базе организовано лагерное отделение в составе УИТЛК УМВД по Архангельской области (приказ 0042  МВД от  24 января  1953 года).
   Подчинение: с 13 апреля 1938 года ГУЛАГу  НКВД (приказ 00220 НКВД от 13 апреля 1938 года).
   C 26 февраля 1941 года ГУЛПС (приказ 00212  НКВД  от 26   февраля  1941 года).     
   С 24 апреля 1946 года  УИТЛК УМВД по Архангельской области (приказ 00350  МВД  от 24 апреля  1946 года).
 
Наполняемость заключенными Ягринского ИТЛ в 1938-1948 гг. (чел.) [21]
 
01.07.1938
8289
01.10.1938 21143
01.01.1939
27680
01.01.1940
30893
01.01.1941
31116
01.01.1942
19378
01.01.1943
8297
01.01.1944
4844
01.01.1945
5201
01.01.1947
14087
01.01.1948
11329
20.08.1948
9756