Главная

История создания

Устройство лагеря

Условия жизни

Женщины и дети

Узники Спецбюро

Вклад заключенных

Воспоминания

Наша память

Источники

Контакты

Гостевая

 
 
 
Узники Спецбюро
 
«Золотая клетка» Ягринлага или «Спецбюро» НКВД
  Под надзором органов безопасности во многих городах Советского Союза в 30-40 гг. ХХ века создавались Особые конструкторские бюро (ОСБ), так называемые «шарашки». Они входили в состав 4 спецотдела МВД, и были одновременно местом заключения и рабочим местом крупнейших специалистов, «конструировавших нужные стране вещи» (по словам В.Молотова).
  Летом 1939 года на территории лагпункта № 1 Ягринлага появился барак, отгороженный высокой глухой стеной. Там разместили группу заключенных, которую именовали «Спецбюро 4-го Спецотдела НКВД» или двадцатый отдел завода № 402. Все узники спецтюрьмы Ягринлага являлись крупными специалистами судостроительной промышленности страны. В годы войны им было поручено решение наиболее ответственных задач. Инженеры Спецбюро, будучи заключенными, заняли административно-технические должности. Группа состояла из 29 заключенных.
  Свои воспоминания о двадцатом отделе завода № 402 и его обитателях оставил Бондаревский С. К. в книге «Так было…»:
  «В ночь на 10 августа 1939 г. арестантский вагон подошел к месту будущего вокзала города… На грузовике отвезли нас на «новоселье» в Ягринлаг, обычный лагерь для заключенных – приземистые бараки с запахом нечистот и карболки, проволочные в несколько рядов заграждения. Посреди лагеря – место, огороженное высоченным забором, скрадывающим все, что за ними находилось. Стало быть, это спецтюрьма для нас, тюрьма строгого режима без свиданий, без передач и переписки. В ней, кроме нас, привезенных, и охранников – никого».

 

  Бондаревский Сергей Константинович – родился в 1906 г. на Украине. Окончил  Николаевский кораблестроительный институт, работал начальником производственного отдела Дальзавода (г. Владивосток). Арестован 21 июля 1937 года, приговорен как троцкист на 10 лет лишения свободы. Всего пережил 20 лет репрессий: 10 лет в тюрьме и 10 – в высылках и ссылках на вечное поселение. Жена Бондаревского два года сидела во Владивостокской тюрьме без суда и следствия.
  Будучи узником Спецтюрьмы Ягринлага, разработал технологический план стапельных работ при постройки линкора, выпустил нормативы на все виды  корпусных работ. Реабилитирован в 1957 году.
   Мамашин Владимир Семенович – заключенный спецтюрьмы Ягринлага с 1942 по 1944 г.г., крупный военный инженер-электрик. На заводе № 402 занимался строительством артиллерийских корабельных башен.   Арестован 25 июня 1937 г., освобожден условно-досрочно в 1944 г. Реабилитирован в 1957 году. После освобождения проживал и работал в г. Северодвинске.
   Бродский Виктор Леонидович. До ареста в 1937 г. – главный строитель легкого крейсера «Киров» на Балтийском заводе в г. Ленинграде. Осужден на 20 лет. Расконвоированный  заключенный Ягринлага. В годы войны возглавил на заводе № 402 самый ответственный участок – судоремонт. Под его руководством были отремонтированы и вооружены  почти полторы сотни судов: отечественных и иностранных транспортных конвоев,  ледоколов, боевых кораблей Северного флота. В этом состоял основной вклад завода в победу над врагом.
  Информация о Бродском В.Л. содержится во все современных энциклопедиях по судостроению.
   Гавриленко Николай Владимирович. До ареста в 1937 г. – старший строитель на заводе им. 61 Коммунара в г. Николаеве. В годы войны – расконвоированный заключенный Ягринлага. С марта 1942 г. - главный инженер конструкторского отдела завода № 402. Высококвалифицированный специалист и авторитетный руководитель. Он обеспечивал своевременную подготовку конструкторской документации для ремонтировавшихся и строившихся кораблей. Разработал очень сложный в тех обстоятельствах проект корпуса – чертеж растяжки  наружной обшивки, учтя все особенности новой конструкции.
 Кольбе Карл Эшильевич. До ареста – заместитель директора и главный инженер Морзавода № 201 г. Севастополя. Осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей Военной Коллегией Верховного Суда СССР 28 мая 1940 г.
  Гладун Александр Михайлович возглавлял работу по созданию поточности в производстве снарядов механического цеха.
 
   Константинов Александр Лазаревич до ареста – заместитель главного конструктора ЦКБС-2, специализировавшегося на подводном судостроении. Его дед, генерал-лейтенант К. И. Константинов, был знаменитым ученым в области артиллерии и фортификации, считается отцом применения пороховых ракет в русской армии и на флоте. Александр Лазаревич, будучи заключенным Ягринлага, занимал должность технического руководителя Спецбюро. Разработал генеральные графики построек, осуществил «разбивку линкоров» на 65 строительных комплектов. Разработал такой объем документации, который в современных условиях выполняют десятки специалистов.
 
  Альбов Петр Алексеевич. До ареста работал главным инженером Харьковского тракторного завода. В Ягринлаге при его непосредственном участии был разработан подробный  технологический план по  изготовлению различных механизмов для линкора. Эта технология обеспечивала свыше 1500 единиц изделий.
  Декеристо Ахиллес Николаевич до 1939 года был главным инженером Таганрогского порта. Работая в корпусной группе 20-го отдела завода № 402, рассчитал трудоемкость по 18-ти важнейшим строительным комплектам, включающим броневые конструкции противоминной защиты, траверзных броневых переборок, трех броневых палуб и бортовой брони.
  Розенфланц Марк Семенович - бывший главный инженер Балтийского  завода в Ленинграде. Стал главным специалистом  завода № 402 по котлостроению, разработал технологический план постройки линкора по котельной части.
  Либель Евгений Павлович исполнял обязанности заместителя главного технолога завода № 402.
  А.Р. Эппель руководил разработкой всей технологической документации по монтажным работам. Предложил изменить схему осушительной системы корабля таким образом, чтобы уменьшить ее вес, не снижая надежности. С июля 1942 г. занял должность заместителя начальника монтажного цеха.
  Разумов Владимир Васильевич исполнял обязанности заместителя начальника корпусного цеха.
  Заключенными спецтюрьмы также были: Точинский Антоний Северинович, Свирин Александр Михайлович, Шкет Иван Артемьевич, Лодкин Сергей Иванович, Рывкин Давид Миронович, Битнер Лев Львович и другие.
  Большой вклад Бродского, Розенфланца и Эппеля в восстановлении «Громкого» был отмечен в письме руководства завода от 28 октября 1942 года наркому судостроительной промышленности И.И. Носенко с просьбой ходатайствовать перед наркомом внутренних дел Л.П. Берией о досрочном освобождении этих лиц наряду с некоторыми другими работниками так называемого «4-го Спецбюро НКВД на заводе №402». Но такого решения не последовало.
  Так «вредители», «шпионы», «контрреволюционеры», как их тогда называли, осуществляли первые шаги военного судостроения на Севере.
  Почти все специалисты-заключенные сразу же после войны были вывезены в г. Ленинград, в очередную «шарашку» - спецтюрьму, располагавшуюся в «Крестах».