Главная

История создания

Устройство лагеря

Условия жизни

Женщины и дети

Узники Спецбюро

Вклад заключенных

Воспоминания

Наша память

Источники

Контакты

Гостевая

 
 
 
Узники Спецбюро
 
«Золотая клетка» Ягринлага или «Спецбюро» НКВД

Под надзором органов безопасности во многих городах Советского Союза в 30-40 гг. ХХ века создавались Особые конструкторские бюро (ОСБ), так называемые «шарашки». Они входили в состав 4 спецотдела МВД, и были одновременно местом заключения и рабочим местом крупнейших специалистов, «конструировавших нужные стране вещи» (по словам В.Молотова).
Летом 1939 года на территории лагпункта №1 Ягринлага появился барак, отгороженный высокой глухой стеной. Там разместили группу заключенных, которую именовали «Спецбюро 4-го Спецотдела НКВД» или двадцатый отдел завода №402. Все узники спецтюрьмы Ягринлага являлись крупными специалистами судостроительной промышленности страны. В годы войны им было поручено решение наиболее ответственных задач. Инженеры Спецбюро, будучи заключенными, заняли административно-технические должности. Численность группы доходила до 29 человек.
Свои воспоминания о двадцатом отделе завода №402 и его обитателях оставил Бондаревский С. К. в книге «Так было…»: «В ночь на 10 августа 1939 г. арестантский вагон подошел к месту будущего вокзала города… На грузовике отвезли нас на «новоселье» в Ягринлаг, обычный лагерь для заключенных – приземистые бараки с запахом нечистот и карболки, проволочные в несколько рядов заграждения. Посреди лагеря – место, огороженное высоченным забором, скрадывающим все, что за ними находилось. Стало быть, это спецтюрьма для нас, тюрьма строгого режима без свиданий, без передач и переписки. В ней, кроме нас, привезенных,  и охранников – никого» [2].
   С.К. Бондаревский пишет: «На заводе наш отдел поместили в здании, обособленном от заводских служб, чтобы мы не общались с «вольными». Вероятно, по этой причине нам вменили функции консультантов, получающих через нашего руководителя запросы с завода и отвечающих на них через того же руководителя.
   Вскоре обнаружилась непригодность такого метода помощи. Для решения многих задач требовалась прямая связь  с работниками завода и возможность выяснения обстоятельств на месте работ. Тогда наших охранников переодели в гражданскую одежду, а нашу лагерную заменили  на рабочие спецовки. Разрешили общение с работающими на заводе людьми, а также посещение на нем всех цехов и контор, но при обязательном сопровождении каждого из нас переодетыми охранниками. На недоумение недогадливых людей, почему от нас ни на шаг не отходят какие-то люди, мы должны были называть их своими секретарями. Эта «хитрость» энкаведешников скоро стала общеизвестной, но сохранилась на все время нашего нахождения на заводе».
 

Бондаревский Сергей Константинович – родился в 1906 г. на Украине. Окончил  Николаевский кораблестроительный институт, работал начальником производственного отдела Дальзавода (г. Владивосток). Арестован 21 июля 1937 года, приговорен как троцкист на 10 лет лишения свободы. Всего пережил 20 лет репрессий: 10 лет в тюрьме и 10 – в высылках и ссылках на вечное поселение. Жена Бондаревского два года сидела во Владивостокской тюрьме без суда и следствия. Будучи узником Спецтюрьмы Ягринлага, разработал технологический план стапельных работ при постройке линкора, выпустил нормативы на все виды  корпусных работ и т.д. Реабилитирован в 1957 году.

 Мамашин Владимир Семенович – заключенный спецтюрьмы Ягринлага с 1942 по 1944 г.г., крупный военный инженер-электрик. На заводе №402 занимался строительством артиллерийских корабельных башен. Арестован 25 июня 1937 г., освобожден условно-досрочно в 1944 г. Реабилитирован в 1957 году. После освобождения проживал и работал в г. Северодвинске.

 

 Бродский Виктор Леонидович. В.Л. Бродский родился 7 сентября 1903 года. В 1930 году окончил Ленинградский политехнический институт. На Балтийском судостроительном заводе возглавлял проектное бюро. Был начальником корпусного цеха. Главный строитель крейсеров «Киров», «Максим Горький». В 1934-35 годах в командировке в Италии.
     Арестован 12.05.1937 года, осужден 03.03.1938 года ВТ ЛВО на 20 лет ИТЛ по ст. 58-6 ч2,11 УК РСФСР.
   Будучи в заключении работал В ОКБ «Болшево», «Кресты», на заводе №340 в Зеленодольске, с 1942 по 1945 годы раконвоированный заключенный Ягринлага, главный строитель и начальние судоремонта, в том числе и судов союзников, на заводе №402 в Молотовске. Далее вновь «Кресты» и Петровский завод в Ленинграде.     В 1951 году сослан  в  Красноярский  край. Там работал дорожным мастером, начальником цеха на лесозаводе.     Освобожден и реабилитирован в 1955 году. Возвратился в Ленинград, работал инженером в ЦКБ-1, ведущим конструктором  в ЦКБ-14, проектировал суда для промыслового флота. Автор книг по судостроению.
     Скончался 6 февраля 1958 года в возрасте 55 лет, из прожитых лет  17 провел в лагерях и ссылке.

  Гавриленко Николай Владимирович. До ареста в 1937 г. – старший строитель на заводе им. 61 Коммунара в г. Николаеве. В годы войны – расконвоированный заключенный Ягринлага. С марта 1942 г. - главный инженер конструкторского отдела завода №402. Высококвалифицированный специалист и авторитетный руководитель. Он обеспечивал  своевременную подготовку конструкторской документации для ремонтировавшихся и строившихся кораблей. Разработал очень сложный в тех обстоятельствах проект корпуса – чертеж  растяжки  наружной обшивки, учтя все особенности новой конструкции.
  Кольбе Карл Эмильевич. До ареста – заместитель директора и главный инженер Морзавода №201 г. Севастополя. Осужден на 10 лет исправительно-трудовых лагерей Военной Коллегией Верховного Суда СССР 28 мая 1940 г. В Ягринлаге участвовал в строительстве эсминцев, был одним из авторов идеи постройки специальной погрузочной рамы, которая позволяла грузить котлы на эсминец при отсутствии нужного кранового оборудования и т.д.
Гладун Александр Михайлович. До ареста - технолог завода "Серп и Молот" в Николаеве. Арестован в 1937, ОСО НКВД СССР осужден на 5 лет. Срок отбывал в т.ч. в Ягринлаге. Возглавил работу по созданию поточности в производстве снарядов в мехцехе. Освободился в 1946. Зам. нач. мехцеха завода "Дормаш" (б. "Серп и Молот" ). 17.02.49 вторично арестован. 14.05.49 ОСО МГБ СССР осужден на ссылку и поселение. Ссылку отбывал в Игарке, куда прибыл 17.08.49. Умер в ссылке 06.10.46.
 
   Константинов Александр Лазаревич  до ареста – заместитель главного конструктора ЦКБС-2, специализировавшегося на подводном судостроении. Его дед, генерал-лейтенант К. И. Константинов, был знаменитым ученым в области артиллерии и фортификации, считается отцом  применения пороховых ракет в русской армии и на флоте. Александр Лазаревич, будучи заключенным Ягринлага, занимал должность технического руководителя Спецбюро. Разработал генеральные графики построек, осуществил «разбивку линкоров» на 65 строительных комплектов. Разработал такой объем документации, который в современных условиях выполняют десятки специалистов.
Альбов Петр Алексеевич до ареста работал главным инженером Харьковского тракторного завода. В Ягринлаге при его непосредственном участии был  разработан подробный  технологический план по  изготовлению различных механизмов для линкора. Эта технология обеспечивала свыше 1500 единиц изделий. Занимался и другими инженерными работами.
Декаристо Ахиллес Николаевич до 1939 года был  главным инженером Таганрогского порта. Работая в корпусной группе 20-го отдела завода №402, рассчитал трудоемкость по 18-ти  важнейшим строительным комплектам, включающим броневые конструкции противоминной защиты, траверзных  броневых переборок, трех броневых палуб и бортовой брони.
Розенфланц Марк Семенович - бывший главный инженер Балтийского  завода в Ленинграде. Стал главным специалистом  завода №402 по котлостроению, разработал технологический план постройки линкора по котельной части и др.
Либель Евгений Павлович исполнял обязанности заместителя главного технолога завода №402.
Эппель Александр Рувимович руководил разработкой  всей технологической документации по монтажным работам. Предложил изменить схему осушительной системы корабля таким образом, чтобы уменьшить ее вес, не снижая надежности. С июля 1942 г. занял должность заместителя  начальника монтажного цеха.
Разумов Владимир Васильевич исполнял обязанности заместителя начальника корпусного цеха.
Заключенными спецтюрьмы также были: Точинский Антоний Северинович, Свирин Александр Михайлович, Шкет Иван Артемьевич и другие.
Так «вредители», «шпионы», «контрреволюционеры», как их тогда называли, осуществляли первые шаги военного судостроения на Севере. Почти все специалисты-заключенные сразу же после войны были вывезены в г. Ленинград, в очередную «шарашку» - спецтюрьму, располагавшуюся в «Крестах».
    В 1949 году страну захлестнула «вторая волна « репрессий. Гавриленко был сослан на Ангару, Бондаревский- в Игарку, Розенфланц – в Енисейск, Эппель – на Балхаш в Карагандинскую область, Гладун в Игарку, где и скончался.  Однако и после этого некоторые из них сумели вернуться в судостроение и оставили в нем заметный след.