Главная

История создания

Устройство лагеря

Условия жизни

Женщины и дети

Узники Спецбюро

Вклад заключенных

Воспоминания

Наша память

Источники

Контакты

Гостевая

 
 
 
Вклад заключенных
Вклад заключенных в строительство города
Список объектов, в строительстве которых принимали участие заключенные
Вклад заключенных Ягринлага в победу над Германией
Структура Ягринлага и объекты, построенные с участием заключенных, на карте города

 Вклад заключенных в строительство города

В течение 22-х лет существования Ягринского ИТЛ НКВД СССР и ИТК-3 УИТЛиК УМВД по Архангельской области заключенные выполняли самые тяжелые работы на строительстве завода №402 (Севмашпредприятие): рыли котлованы под сооружения, многокилометровые траншеи различного назначения, выполняли свайные работы, бетонирование фундаментов, монтаж металлоконструкций и перекрытий, кирпичную кладку и др. работы на эллингах, ДОКах, на возведении цехов корпусной группы, заготовительных, механических и вспомогательных цехов, ТЭЦ-1. Прокладывали железнодорожные и безрельсовые пути, строили склады, прокладывали теплосети и теплоцентрали.
      
 
 Вид на ПО «СЕВМАШ» и наливной бассейн
 

Здание заводоуправления ПО «СЕВМАШ»

ДИТР ПО «СЕВМАШ»
 
ТЭЦ-1
Работали на строительстве завода №893 (Звездочка), ремонтно-механического завода (Севдормаш), порта, железнодорожных путей Исакогорка-Молотовск, Солза-Молотовск, Водогон-Белое озеро, внутригородских подъездных путей к строящимся объектам, внутризаводских и др. путей, сланевых дорог, автодороги Архангельск-Никольское устье, мостов на остров Ягры и через реку Кузнечиху, аэропортов в Васьково и Шелексе, Архбумкомбината.
Также принимали участие и в строительстве города: городской водопровод, жилые дома, школы, детские сады, кинотеатры, дома культуры и др. Весь лес, камень, песок и кирпич для грандиозной стройки добывался силами заключенных.
 
Строительство моста на остров Ягры (1938 г.)
 

Железнодорожная ветка Исакогорка-Молотовск
 
Сланевая дорога на ряжах
 

Детские ясли на улице Арктической
 
Жилищное строительство
 
 
Заключенные Ягринлага на строительстве жилого дома в Молотовске. 1946 г.
Из архива Архангельского УВД

Бывший заключенный Ягринлага Юрий Грачевский писал:
            «Мы строили необычайных город,
            Где улицы как тундра широки,
            А жизнь тесна, как висельника ворот:
            Чуть натяни - и хрустнут позвонки…»
Список объектов, в строительстве которых принимали участие заключенные
1. Завод №402
Рытье котлованов под сооружения, рытье траншей различного назначения, забивка свай, бетонирование фундаментов, монтаж металлоконструкций и перекрытий, кирпичная кладка  и др. работы на эллингах «А» и «Б», доках  №1,2,3,4.

На возведении цехов:

    Механической группы  (№1,2,3):
          - слесарно-механического,
          - сборочно-установочного,
          - медницкого и других.
    Цехов корпусной группы:
          - корпусно-котельного,
          - металлопокрытий.
    Заготовительных цехов:
          - сталелитейного,
          - цветного литья,
          - модельного, 
          - кузнечно-болтового,
          - копрового,
          - прессово-термического.
    Вспомогательных  цехов:
          - инструментального,
          - ремонтного и др.
    Гидротехнические сооружения:
          - два оградительных мола длиною 5,5 км,
          - подходные каналы,
          - дноуглубительные работы,
          - сухой док,
          - глубоководные и мелководные набережные,
          - бассейн с полушлюзом,
          - кессонные работы полушлюза,
          - дамба и мост на о. Ягры и др.

Строительство эстакады и трубопровода для намыва грунта; железнодорожные и безрельсовые пути на территории завода, склады; теплосети и теплоцентрали; пожарное депо и пожарные водоемы.

2. Судоремонтный завод «Звездочка» (глубоководные и мелководные набережные, спецпоселок на о. Ягры, сухой док и др. объекты).

3. Спецзавод №3 НКВД (будущий  «Севдормаш»)

  Предназначен для ремонта строительных машин и механизмов, изготовления мелких металлоконструкций и чугунного литья. Полтора десятка лет основной рабочей силой на заводе были заключенные.

4. Порт
Причальный фронт, новые причалы для океанских кораблей, рефулирование площадок для хранения грузов, дноуглубительные работы с объемом 1 млн. 500 тыс. куб. м, глубоководный бассейн, 3-4 линии железнодорожных путей, крытые склады, мехмастерская, бензо- и маслопровод с раздаточным хозяйством, дорога от порта до города. Нефтебаза и нефтяной причал, угольная база, лесобиржа и т.д.
 
5. Аэродром у поселка Поной
  В ГААО (фонд 296, опись 1, арх.№ 977, л.64-66,69) имеется документ, из которого следует, что заключенные Ягринлага строили аэродром в Поное в Мурманской области (объект №94). Исполняющий обязанности начальника строительства № 203 главный инженер Протопопов и начальник политотдела строительства № 203 и Ягринлага Горбачев 10 ноября 1941 года  писали секретарю Архангельского обкома ВКП(б) Огородникову и командующему БВФ Вице-адмиралу Степанову о том, что: « В виду окончания строительства аэродрома (объект №94 – Поной) строительством №203, при участии секретаря обкома ВКП(б) по транспорту тов. Буданова, 6-го октября сего года было обусловлено с начальником Военно-морских перевозок капитаном-лейтенантом Саблиным о предоставлении судов для вывоза людей и материальных ценностей с окончанием вывоза 20-25 октября. До сегодняшнего дня 850 человек и материальные ценности не вывезены и находятся на берегу в Поное. Учитывая, что люди остались без продовольствия, вследствие чего начались заболевания и смертность, просим Вашего распоряжения о немедленном направлении из Архангельска парохода за людьми и «Диксона» за материальными ценностями».
  Далее в архивном деле содержится справка, подписанная главным диспетчером СГМП от 15 ноября 1941 года, из которой следует, что для вывоза рабочих Строительства № 203 Севгорморпароходством были направлены три парохода: «Осмусаар» - вышел из Поноя 26 октября с пассажирами 750 человек, «Шексна» - стоял в Поное одновременно с п/х «Осмусаар», но вышел без пассажиров и «Лена» - пароход вышел из Поноя 10 ноября с пассажирами 700 человек.
  Руководство Строительства №203 и Ягринлага  22 ноября 1941 года повторно пишут секретарю обкома ВКП(б) о том, с объекта 94-Поной не вывезено оборудование и 100 человек оставленных для погрузки оборудования, причем  люди там остались без продовольствия. Вывезены ли в конце концов люди и оборудование по материалам просмотренного архивного дела, выяснить не удалось.
  Возникает вопрос о числе строителей аэродрома в Поное. Руководство Строительства № 203 просит вывезти 850 человек, вывезли 1450 и 100 оставили для погрузки оборудования. Свет на это несоответствие может пролить информация в интернете (http://www.shvedirina.ru/a-rodrom-ponoya )  о том, что  в строительстве аэропорта на Поное  принимали участие офицеры польской армии, плененные в 1939 году и переправленные в лагерь на Кольский полуостров. Там они строили, получается вместе с заключенными Ягринлага, взлетную полосу, порт и дорогу от моря к взлетке. В 1941 году, когда началась война, часть пленных была отравлена в Архангельск, в пересыльный лагерь, а потом на юг, в Польскую армию под командование генерала Андерса.
  Сейчас аэропорт заброшен, но полоса, сделанная из стальных пластин, вполне рабочая и может принимать самолеты.
  До сих пор нам было известно об участии заключенных Ягринлага в строительстве  трех аэродромов (Васьково, Талаги и Шелекса), информация о четвертом – на Поное,  возможно, тоже не последняя.
(Адрес фото: http://www.shvedirina.ru/a-rodrom-ponoya) 
 
6. Выполнение заказов для фронта

Ремонт отечественных и иностранных транспортов союзных и внутренних конвоев, ледоколов, боевых кораблей Северного флота; изготовление тралов, взрывателей для глубинных бомб, бензоцистерн, котелков и др.

7. Дороги

Железнодорожные ветки: Исакогорка-Молотовск, Солза-Молотовск, ветка на Белое озеро, ветки на территориях завода и порта, ветка в карьере Ломовое, ветки к строящимся объектам в городе. Сланевые дороги на ряжах на территории завода и города.
 

8. Другие объекты
      - завод железобетонных изделий,
      - автодорога Архангельск – Никольское Устье,
      - мост через реку Кузнечиха в Архангельске,
      - водопровод от реки Солза,
      - водопроводная сеть на территории завода, города и порта,
      - ливневая канализация,
      - Архбумкомбинат,
      - аэропорт Васьково,
      - заводской спецстационар и поликлиника,
      - школа ФЗО,
      - ТЭЦ-1, д/я, д/с и школы в зонах на территории застройки жилых кварталов,
      - ДИТР строителей и ДИТР СМП,
      - городская больница №1, ДОФ,
      - универмаг «Радуга»,
      - кинотеатр «Родина»,
      - Дом Корабела,
      - здание заводоуправления,
      - технический колледж и т.д.

9. Жилищное строительство
Строили дома на пр. Ленина, ул. Плюснина, ул. Торцева, ул. Полярной, ул. Первомайской, ул. Лесной, ул. Индустриальной, ул. Южной, ул. Садовой, ул. Железнодорожной, ул. Некрасова, ул. Тургенева, Беломорскому пр. Ремонт жилья в Молотовске и Архангельске.
 
10. Другие виды работ
Производство стройматериалов, в том числе изготовление кирпича в Глинниках, добыча песка в карьере Солза, лесозаготовки, мебельное производство, добыча щебня в карьере Ломовое; дерево и металлообработка; погрузочно-разгрузочные работы; сбор аварийной древесины летом; выколка и выкатка древесины, вмерзшей в лед; сплав; швейное производство; рыбная ловля; сельско-хозяйственные работы.
 

Кинотеатр "Родина"

 
 Северодвинский технический колледж

 
1-я городская больница 

 

Cтолик и рамка, изготовленные в мебельном цехе Ягринского ИТЛ
Вклад заключенных Ягринлага в победу над Германией
 
Все объекты разной степени готовности, построенные на заводе №402, использовались в годы войны при выполнении заказов для фронта: строительства тралов, сооружения бензоцистерн, взрывателей для глубинных бомб, авиабомб, котелков для приема пищи и др. Корельский В. П. вспоминает о работе заключенных на авиабомбовом производстве: «Обтачивали корпуса и стабилизаторы бомб. После этого металл проходил закалку в термическом цехе, покраску в - лакокрасочном и уже потом бомбы отправлялись в сборочный».РМЗ (Севдормаш) выпускал осколочные мины М50 и М82, с 1943 г. – осколочно-фугасные М120. Основной рабочей силой на заводе были заключенные. В 1942 г. на заводе №402 был создан отдел судоремонта, который, в должности главного строителя по судоремонту, возглавил Бродский  В. Л. – видный советский кораблестроитель, расконвоированный заключенный Ягринлага. За четыре года войны на заводе №402 судостроителями Молотовска восстановлено, перевооружено и дооборудовано 139 судов. Исключительно важное значение имел ремонт иностранных кораблей: из 124, приходивших в Молотовский порт, 70 нуждались в ремонте и были отремонтированы.
С начала Великой Отечественной войны строительство №203 НКВД полностью переключилось на создание порта, прекратив сооружение заводских объектов.
Прежде всего нужно было построить сплошную линию причалов для приема грузов, доставляемых по ленд-лизу. К 15 ноября 1942 г. Молотовский порт имел причальный фронт общей длиной порядка 800 м.
Корельский В. П. (будущий узник Ягринлага) в январе 1942 г. наблюдал такую картину: «… постройку причалов вели заключенные. В тяжелых условиях приполярной зимы эти изможденные от холода и каторжного труда люди забивали мощные сваи, окрепляли связки свай бугелями, укладывали ряжи, монтировали настил. В те дни я стал свидетелем страшной сцены. Двое заключенных от свай причала поползли по льду к борту английского парохода, из которого были выброшены помои. Один из охранников вскинул винтовку и застрелил этих несчастных на глазах у многих, в том числе и уполномоченного наркома обороны  Папанина  И. Д.– он находился на причале» [11].
В тылу причалов построена лесобиржа, обеспечивающая подвоз, хранение в штабелях и погрузку на суда пиломатериалов на экспорт. Строилась временная угольная база для бункеровки судов, нефтебаза для приемки жидкого груза с прибывающих танкеров и для бункеровки военных кораблей; склады. Проложено 6 км подъездных железнодорожных путей, 4 км автогужевых дорог, почти 16 тыс. кв. м грузовых площадок, 700 м водопровода. Произведено углубление морского канала длиной 5 км, объем дноуглубительных  работ, в том числе и по каналу, составил 1500 куб. м.
Порт, построенный руками заключенных, за годы войны принял не менее 1 млн. тонн различных грузов, поступивших по ленд-лизу.

Погрузка орудия на эсминец. 1944 г.
 

 Достройка охотников на экватории завода №402
 
Изделия РМЗ (слева направо):
заготовка мины М-82, корпус мины М-82,
корпус мины М-120. 1941-1944 гг. 
 
   Приказом по НКСП № 260 от 14 августа 1941 года в соответствии с постановлением ГКО заводу №402 поставлена задача строительства 16 больших морских охотников (БМО) проекта 122а. В сентябре были заложены первые четыре корабля. Головной был сдан флоту в апреле 1944 года, а три последующих корабля в июне. Охотники проекта 122а – первые надводные корабли ВМФ, полностью построенные на заводе №402.
   28 августа 1942 года подписан акт приемки ВМФ достроенного на заводе №402 подводного минного заградителя Л-22 типа «Л».
 
 Большой морской охотник
 
 Подводный минный заградитель
 
 
Структура Ягринлага и объекты, построенные с участием заключенных, на карте города
 
 
Составитель Шаверина Г.В.