|
|
Вклад заключенных Ягринлага в победу над Германией
Структура Ягринлага и объекты, построенные с участием заключенных, на карте города
Вклад заключенных Ягринлага в победу над Германией
Все объекты разной степени готовности, построенные на заводе №402, использовались в годы войны при выполнении заказов для фронта: строительства тралов, сооружения бензоцистерн, взрывателей для глубинных бомб, авиабомб, котелков для приема пищи и др. Корельский В.П. вспоминает о работе заключенных на авиабомбовом производстве: «Обтачивали корпуса и стабилизаторы бомб. После этого металл проходил закалку в термическом цехе, покраску в - лакокрасочном и уже потом бомбы отправлялись в сборочный».РМЗ (Севдормаш) выпускал осколочные мины М50 и М82, с 1943 г. – осколочно-фугасные М120. Основной рабочей силой на заводе были заключенные. В 1942 г. на заводе №402 был создан отдел судоремонта, который, в должности главного строителя по судоремонту, возглавил Бродский В.Л. – видный советский кораблестроитель, расконвоированный заключенный Ягринлага. За четыре года войны на заводе №402 судостроителями Молотовска восстановлено, перевооружено и дооборудовано 139 судов. Исключительно важное значение имел ремонт иностранных кораблей: из 124, приходивших в Молотовский порт, 70 нуждались в ремонте и были отремонтированы.
С начала Великой Отечественной войны строительство №203 НКВД полностью переключилось на создание порта, прекратив сооружение заводских объектов.
Прежде всего нужно было построить сплошную линию причалов для приема грузов, доставляемых по ленд-лизу. К 15 ноября 1942 г. Молотовский порт имел причальный фронт общей длиной порядка 800 м.
Корельский В.П. (будущий узник Ягринлага) в январе 1942 г. наблюдал такую картину: «… постройку причалов вели заключенные. В тяжелых условиях приполярной зимы эти изможденные от холода и каторжного труда люди забивали мощные сваи, окрепляли связки свай бугелями, укладывали ряжи, монтировали настил. В те дни я стал свидетелем страшной сцены. Двое заключенных от свай причала поползли по льду к борту английского парохода, из которого были выброшены помои. Один из охранников вскинул винтовку и застрелил этих несчастных на глазах у многих, в том числе и уполномоченного наркома обороны Папанина И.Д.– он находился на причале» [11].
В тылу причалов построена лесобиржа, обеспечивающая подвоз, хранение в штабелях и погрузку на суда пиломатериалов на экспорт. Строилась временная угольная база для бункеровки судов, нефтебаза для приемки жидкого груза с прибывающих танкеров и для бункеровки военных кораблей; склады. Проложено 6 км подъездных железнодорожных путей, 4 км автогужевых дорог, почти 16 тыс. кв. м грузовых площадок, 700 м водопровода. Произведено углубление морского канала длиной 5 км, объем дноуглубительных работ, в том числе и по каналу, составил 1500 куб. м.
Порт, построенный руками заключенных, за годы войны принял не менее 1 млн. тонн различных грузов, поступивших по ленд-лизу.
|
|
|
Зона операций союзных конвоев |
Конвой в пути |
План акватории и причалов Молотовского порта |
|
|
|
|
|
|
Погрузка орудия на эсминец. 1944 г.
|
Достройка охотников
на экватории завода № 402 |
Изделия РМЗ (слева направо):
заготовка мины М-82, корпус мины М-82,
корпус мины М-120. 1941-1944 гг.
|
Приказом по НКСП № 260 от 14 августа 1941 года в соответствии с постановлением ГКО заводу №402 поставлена задача строительства 16 больших морских охотников (БМО) проекта 122а. В сентябре были заложены первые четыре корабля. Головной был сдан флоту в апреле 1944 года, а три последующих корабля в июне. Охотники проекта 122а – первые надводные корабли ВМФ, полностью построенные на заводе №402.
28 августа 1942 года подписан акт приемки ВМФ достроенного на заводе №402 подводного минного заградителя Л-22 типа «Л».
|
|
Большой морской охотник
|
Подводный минный заградитель
|
Наверх
Структура Ягринлага и объекты, построенные с участием заключенных, на карте города
|
Составитель Шаверина Г.В.
|
Посмотреть Структура Ягринлага и объекты, в строительстве которых принимали участие заключенные на спутниковой карте Google
Наверх
1 2
|
|
|